История Евпатия Коловрата связана с одним из самых трагичных эпизодов истории Руси – Монгольским нашествием, также известным как Нашествие Батыя. Вторжение монгольской армии на территории русских княжеств в 1237-1240-ом годах в рамках Западного похода монголов привело к серьезной угрозе для Руси, находившейся в состоянии феодальной раздробленности и не могущей противостоять объединенными силами захватчиков. Первым под каток Нашествия Батыя попало Рязанское княжество, которое было защищено высокими дубовыми стенами с бойницами и десятиметровыми валами, поливавшимися зимой водой. Рязань героически обороняли в течение пяти дней, но на шестой день монголы ворвались в город, который пал. При этом захватчики устроили в городе резню, уничтожив подавляющее большинство жителей Рязани, включая детей и грудных младенцев, погиб и рязанский князь Юрий Игоревич. Укрепления и сам город больше никогда не восстанавливались на этом месте. Монголы разорили не только Рязань, но также уничтожили множество других городов и городищ, включая Белгород Рязанский, который стерт туменами Батыя с лица земли и так и не был восстановлен. К моменту нашествия Евпатию Коловрату было порядка тридцати пяти лет, и он занимал достаточно почетное место при рязанском князе, был боярином или скорее воеводой. Евпатий находился в Чернигове, когда его застала весть о гибели Рязани и смерти князя. После возвращения в родные земли Евпатия Коловрата, он обнаружил город и княжество разоренными и опустошенными. Ему пришлось собирать небольшой отряд рязанских воинов, которые находились при посольстве к черниговскому князю, а также выживших людей, которые прятались в лесах и на окраинах города. Всего ему удалось собрать отряд из около 1,700 человек, и с этими силами, он отправился в погоню за монголами. Он настиг их уже на территории Суздальских земель, и его нападения на арьергарды монгольского войска были внезапными и неожиданными. Евпатий Коловрат использовал тактику партизанских действий, в том числе нападения из засад и леса. С небольшими силами он нанес противнику серьезные потери и смог забрать у монголов добычу, которую те унесли из Рязани.Монголы были в ужасе от нападения евпатийского отряда, не ожидая нападения со стороны разоренного Рязанского княжества. Они думали, что мертвые восстали, чтобы отомстить за себя. Однако, сколько боев провел отряд Евпатия Коловрата точно неизвестно, и нет единого мнения на этот счет. Считается, что их могло быть несколько и они были довольно успешными, так как смогли посеять панику в тылах монгольского войска. Происходящее в тылу взволновало Батыя, и он развернул против нападавших значительные силы. В конечном итоге, подавляющее преимущество монгольской армии в численности решило исход битвы. Монголы смогли навязать полевое сражение отряду Евпатия Коловрата, фактически окружив его. Батый послал против Коловрата брата своей жены Хостоврула, похвалившись перед ханом, что привезет ему живого Коловрата. Однако сам Хостоврул погиб в бою, и, как гласит летопись «Повесть о разорении Рязани Батыем», Коловрат рассек его мечом пополам, до самого седла. Согласно легенде, Батый, не желая больше терять своих людей, отправил посланника к русским войскам с вопросом: “Чего вы хотите?”. В ответ на этот вопрос было сказано: “Только умереть!”. Один из главных русских богатырей – Евпатий Коловрат – вместе со своей дружиной сражался до конца, но был убит градом камней, выпущенных из камнемётных орудий. Считается, что в знак уважения их мужеству, Батый позволил рязанским воинам похоронить Евпатия Коловрата, а также других убитых в бою, в соответствии с русскими традициями. Однако есть много вопросов и тайн, связанных с личностью Евпатия Коловрата и другими персонажами того времени. Некоторые дискуссии в обществе касаются вопроса, был ли Коловрат христианином или язычником. Считающие его язычником указывают на его имя и фамилию. По их мнению, коловрат — это славянский языческий символ солнца, а имени Евпатний нет в Святцах. Неверными являются оба утверждения. Не существует ни одного этнографического источника, который подтверждал бы древнеславянское языческое происхождение слова коловрат и его отношение к солнцу. Напротив, достоверно известно, что коловратом самострельным называли зубчатое приспособление для взведения станковых самострелов, установленных на особом станке — раме с колесами (на Руси самострелами называли арбалеты). И фамилия Евпатия может иметь прямое отношение к данному устройству или арбалетному делу. Если же говорить про само имя Евпатий, то это видоизмененная форма греческого имения Ипатий. В Древней Руси оно было достаточно распространенным, так как было связано с почитаемым святым священномучеником Ипатием Гангрским. В честь него в Костроме даже был сооружен один из самых старых русских монастырей. При этом небольшие изменения в произношении и написании имени Ипатий связаны с особенностями языковой традиции и не представляют собой чего-то особенного. То же греческое имя Георгий в славянской традиции видоизменилось сразу в два разных производных имени — Егор и Юрий. Также существует версия о том, что Евпатий — это собирательный образ, который может символизировать собой даже не различных людей, а всю Русь, которая гибнет, но не сдается захватчикам. Той же «Повести о разорении Рязани Батыем» характерны черты эпичных былинных песен XIII—XIV вв.еков. Данное произведение можно рассматривать больше как художественное, нежели историческое. На это же может указывать символизм и гипербола, которые присутствуют в повествовании, также в тексте повести имелись многочисленные неточности, связанные с историческими персонажами. Однако даже если Евпатий Коловрат — это лишь красивая легенда и сам он собирательный образ лучших русских богатырей или даже всей Руси, она все равно важна для нашей истории. Как бы там ни было, во время Монгольского нашествия на Русь вполне можно было встретить русских людей невиданной силы духа, способных на совершение самых разных подвигов. Благодаря таким людям русские воины и смогли снискать славу в мире, а сами русские воспринимаются, как заслуживающий уважения народ. В настоящее время в нашей стране существует три памятника, посвященных Евпатию Коловрату. Все три расположены на территории Рязанской области. Первый был размещен в городе Шилово, по некоторым источникам именно этот населенный пункт и был родиной Коловрата. Второй памятник, он же самый известный, в 2007 году установили в самой Рязани, он расположен в центре города на Почтовой площади. Третий памятник был установлен на выезде из деревни Фролово в сторону деревни Ряссы (в Шиловском районе области).
Sorry, no records were found. Please adjust your search criteria and try again.
Sorry, unable to load the Maps API.